Электрооборудование ИЖ ЮПИТЕР-3

Цветная электрическая схема мотоцикла Иж Юпитер-3 с коляской.

проводка иж ю3

 

Принципиальная электрическая схема мотоцикла ИЖ Юпитер 3 со схемой реле указателей поворотов. 

 

Условные обозначения:

В — батарея аккумуляторная; В1 — центральный переключатель; В2 — ключ зажигания; ВЗ— переключатель света (дальний, ближний); ,В4 и В5 — прерыватель цепи зажигания; Вб включатель контакта нейтрали; 07 — включатель стоп-сигнала; В8—включатель (кнопка) звукового сигнала; В9 — переключатель указателей поворота; Г — генератор; Д1 и Д2 — диоды полупроводниковые Д9В; Зв—звуковой сигнал; Л1— контрольная лампа; Л 2—лампа стояночного света; ЛЗ— лампа главного света двухнитевая (дальний, ближний); Л4 — лампа заднего фонаря и освещения номерного знака; Л5 — лампа
подсветки шкалы спидометра; Л6 — лампа нейтрали; Л7 —лампа сигнала торможения (стоп-сигнала); Л8, Л9, Л10, Л11 — лампы указателей поворота; ОВ— обмотка возбуждения генератора; ОК — обмотка компенсационная; ОС- обмотка сериесная; ОШ — обмотка шунтовая; ПР — предохранитель плавкий;
Р1 — реле-регулятор; Р2 — реле указателей поворота; РЗ — реле; Рр1 — Рр2 —  свеч и зажигания; РН — регулятор напряжения; РОТ — реле обратного тока;  С1 и С2 — конденсаторы генератора 0,25 мкФ х 400 В; СЗ, С4, С5 — конденсаторы 20,0 мкФ х 6 В; Т1, Т2, Т3 — транзисторы МП13; ТР1 и ТР2 — трансформаторы (катушки зажигания); Р1 — резистор 4,4 Ом; Р2 — резистор 1,2 оМ; РЗ и Р6 — резисторы 1 кОм; Р4 и Р5 — резисторы 18 кОм; Р7 — резистор 150 Ом; Р8 — резистор 3 Ом.

 

Принцип работы и ремонт реле-регулятора.  

схема реле-регулятора

РОТ — реле обратного тока;  РН — регулятор напряжения; ШО— шунтовая обмотка; СО — сериестая обмотка; КО— компенсационная обмотка; 1 и 2 — контакты РОТ; 3—якорек РОТ; 4—сердечник электромагнита; 5—контакты РН; 6 — якорек РН; 7 — сердечник электромагнита; 8—возвратная пружина якорька РН; 9 — ускоряющее сопротивление; 10 — добавочное сопротивление; 11 — обмотка возбуждения генератора; 12 — возвратная пружина якорька РОТ; 13 — ярмо РОТ; Б — батарея; Я — якорь; Ш — шунт; М — масса.

Реле обратного тока. В системе электрообо­рудования мотоцикла аккумуляторная батарея и гене­ратор соединены между собой параллельно. С увеличе­нием числа оборотов коленчатого вала двигателя повышается число оборотов якоря генератора, а следова­тельно, и его напряжение. Поэтому, если в цепи гене­ратор—аккумуляторная батарея не будет никакого регу­лирующего устройства, то аккумуляторная батарея при повышении напряжения генератора будет систематичес­ки перезаряжаться, что приведет к выходу ее из строя. Если же напряжение генератора будет ниже напряже­ния аккумуляторной батареи, то последняя будет раз­ряжаться через генератор, который при этом может также прийти в негодность.

Функции такого регулирующего устройства выпол­няет реле обратного тока (РОТ). Для обеспе­чения нормальной работы потребителей, установленных на мотоцикле, а также рационального режима заряда аккумуляторной батареи в заданных пределах в один блок с реле обратного тока включен специальный при­бор— регулятор напряжения (РН).

Реле обратного тока состоит из сердечника электро­магнита 4, якорька 3 с пружиной 12, двух контактов 1, 2 и ярма 13. На сердечник намотаны две обмотки: тонкая шунтовая (ШО) и толстая сериесная (СО). В свободном состоянии и при холостых (малых) оборо­тах двигателя контакты находятся в разомкнутом со­стоянии и все потребители получают питание от акку­муляторов. При возрастании числа оборотов якоря ге­нератора повышается напряжение в сети. Соответствен­но повышается сила тока, проходящая через тонкую обмотку (ШО), сила притяжения сердечника преодоле­вает усилие пружины, якорек притягивается к сердеч­нику, контакты замыкаются, и электрический ток от ге­нератора идет на зарядку аккумуляторной батареи и к другим потребителям. Как только напряжение генера­тора станет меньше напряжения батареи, контакты реле под действием пружины разомкнутся.

Регулятор напряжения состоит из сердечни­ка электромагнита 7, якорька 6, неподвижных и под­вижного контактов 5, возвратной пружинки 8 и сопро­тивлений 9, 10. На сердечник регулятора напряжения намотаны три обмотки: шунтовая — ШО, компенсаци­онная — КО и сериесная — СО. Когда якорь генерато­ра не вращается или вращается с малым числом оборотов, двухсторонний подвижный контакт регулятора напряжения усилием пружины якорька прижат к верх­нему неподвижному контакту, соединенному с массой. В этом случае обмотка возбуждения 11 генератора соединяется с массой через компенсационную обмотку КО и контакты 5 регулятора.

С увеличением числа оборотов якоря генератора электрический ток, идущий через сериесную обмотку, намагничивает сердечник электромагнита и притягива­ет якорек 6 регулятора и его двухсторонний контакт 5 перемещается в среднее положение, то есть размыкает­ся. При этом в цепь обмотки возбуждения генератора и компенсационной обмотки включаются соединенные по­следовательно сопротивления 10 и 9 на 4,4 и 1,2 Ом. При дальнейшем возрастании числа оборотов якоря добавочного сопротивления недостаточно для предупре­ждения возрастания напряжения генератора сверх за­данного предела. Якорек 6 сильно притягивается к электромагниту и двухсторонний контакт 5 прижимается к нижнему неподвижному контакту, замыкая нако­ротко обмотку возбуждения генератора. Напряжение генератора уменьшается, якорек регулятора напряже­ния возвращается в среднее положение или замыкается с верхним неподвижным контактом. Вибрируя, якорек 6 с двухсторонним контактом поддерживает напряже­ние генератора в пределах 6,5—7 В.

При перегрузке генератора сериесная обмотка регу­лятора, дополнительно намагничивая электромагнит, ограничивает величину максимального тока генератора.

Возможные неисправности регулятора напряжения и уход за ним. Регулятор на­пряжения отрегулирован на заводе-изготовителе и на­рушать эту настройку без надобности не следует. Уход сводится к наблюдению за состоянием крепления про­водов к клеммам реле и содержанию его в чистоте.

Неисправность регулятора напряжения нарушает работу всей системы электрооборудования. Основными признаками неисправности являются: яркое горение ламп или перегорание их. Выкипание электролита и быстрый разряд аккумулятора, особенно при эксплуа­тации мотоцикла в ночное время. Во время эксплуата­ции мотоцикла контроль за работой регулятора осуществляется по красной контрольной лампочке, распо­ложенной в фаре.

Включение контрольной лампы на оборотах (1100 — 1200 об/мин) свидетельствует о неправильной работе регулятора или генератора.

Эксплуатация мотоцикла при включенной контроль­ной лампе ведет к разрядке аккумуляторной батареи. Реле-регулятор — очень чувствительное устройство и доверить регулировку его можно специалисту, имеющему высокую квалификацию.

Проверка и регулировка регулятора напряжения производится на холостом ходу генерато­ра, то есть без каких-либо нагрузок. Поэтому между контактами 1 и 2 реле обратного тока необходимо про­ложить изоляционную прокладку из бумаги. В этом случае катушка зажигания будет питаться от аккуму­ляторной батареи. К клеммам «Я» и «М» подсоединить вольтметр. Запустить двигатель. На средних оборотах двигателя напряжения должно быть в пределах 7,3— 7,8 в. Если напряжение выходит из этих пределов, то вначале следует зачистить контакты 5 стальной плас­тиной (лезвием бритвы), толщиной 0,05—0,1 мм, но ни в коем случае не наждачной шкуркой. Зачистку произ­водить только при неработающем двигателе. Если зачистка не дала положительных результатов, следует проверить зазор между якорьком и сердечником элек­тромагнита 7 (0,9—1,1,мм), а также между контакта­ми 5.

Величина зазора между контактами 5 проверяется следующим образом: между якорьком 6 и сердечником электромагнита 7 вставить щуп толщиной 1 мм и при­жать якорек к сердечнику. В этот момент зазор между контактами 5 должен быть 0,25—0,30 мм (проверяется вторым щупом). Если величина зазора не выдержана, необходимо подогнуть держатель верхнего контакта. Снова проверить зазоры и напряжение. При необходи­мости напряжение можно отрегулировать, изменяя на­тяжение пружины 8 якорька путем подгибки нижнего держателя пружины. С увеличением натяжения пружи­ны напряжение в цепи будет увеличиваться, с ослабле­нием — уменьшаться. Подгибать держатель пружины надо при неработающем двигателе, а при проверке на­пряжения вольтметром двигатель должен работать на повышенных оборотах.

После окончания регулировки регулятора напряже­ния следует убрать изоляционную прокладку из зазора между контактами реле обратного тока.

Проверка и регулировка реле обратного тока. Для проверки и регулировки реле обратного тока (РОТ) нужен амперметр с нулевым положением стрелки в середине шкалы (шкала 5-0-5А). Вольтметр подсоединяется так же, как и при регулировке регуля­тора напряжения, а амперметр — последовательно к ак­кумуляторной батарее.

Прежде чем приступить к регулировке, необходимо проверить соответствие зазоров, величина которых дол­жна быть: между контактами 1 и 2—0,25—0,35 мм и между якорьком 3 и сердечником электромагнита — 0,6—0,8 мм. При необходимости регулировки зазора между якорьком и сердечником следует сместить дер­жатель контакта при ослабленных винтах.

Зазор между контактами реле регулируется подгиб­кой стойки контакта. Для проверки напряжения надо запустить двигатель и, плавно, добавляя обороты, заме­тить напряжение, при котором контакты 1 и 2 замкнут­ся. В момент замыкания контактов стрелка вольтметра слегка вздрагивает. Контакты должны замкнуться при напряжении в 6,0—6,4 в. Обратный ток включения ре­ле при правильно установленных зазорах и напряже­нии включения должен быть в пределах 0,5—4 А. Если замыкание контактов происходит при большем напря­жении, то нижний держатель пружины 12 надо подог­нуть вверх, ослабляя усилие пружины. Если при мень­шем, то держатель пружины отогнуть вниз. Регулиров­ка производится на малых оборотах.