Электронное зажигание с плазменным эффектом

М.Красуцкий, Н. Зыков. Радиомир, 2005 №1.

     Главными проблемами, всегда стоящими перед владельцами маломощной мототехники, являются улучшение экономичности двигателя и повышение надежности системы зажигания. В последние годы практически все автомобили и большинство двигателей в различной мототехнике оснащаются электронными блоками зажигания. Но огромный парк старой тех ним по-прежнему эксплуатируется с электромеханическими блоками зажигания.

      Предлагаемый для одноцилиндрового двигателя блок построен на базе генератора переменного тока с напряжением на обмотках 6В и 12В. Такой генератор вырабатывает переменное напряжение синусоидальной формы. Кулачок прерывателя находится в разомкнутом состоянии 1/10 времени полного оборота коленчатого вала двигателя. Все остальное время контакты прерывателя замкнуты. Получается, что 9/10 времени идет на накопление энергии, а 1/10 — на искрообразование. Энергия запасается в электрическом поле специального накопительного конденсатора, который в нужные моменты времени подключается к катушке зажигания. Катушка зажигания индуцирует высокое напряжение (20-30 кВ), поступающее на свечу.

      схема электронное зажигание

      В разработанном устройстве (рис.1) катушка генератора должна быть отсоединена от массы двигателя. Если есть возможность, на нее нужно домотать дополнительно 35-40 витков обмоточного провода диаметром 0,45-0,5 мм. Остальные детали остаются штатными.

         С независимой обмотки генераторе напряжение поступает на выпрямитель-накопитель. С диодов VD1-VD4 постоянное  напряжение подается на транзисторный формирователь, который вырабатывает управляющие импульсы для открывания тиристора VS1. Конденсатор C4 защищает от дребезга контактов прерывателя. Стабилитрон VD7 ограничивает напряжение на базе VT1 и предотвращает его перегрев на максимальных оборотах.

график электронное зажигание

      Конденсатор C6 обязательно должен быть морозостойким— типа ЭТО, К-53. Его емкость может находиться в пределах 22-33 мкФ. Сопротивление резистора R2 подбирается в зависимости от применяемой катушки (200-390 Ом).                     Трансформатор Т1 имеет мощность 7-10 Вт. Обмотка I содержит 130 витков провода ПЭВ-2 0,45…0,47 мм, обмотка II — 4500 витков ПЭВ-2 0,12…0,15 мм. Магнитопровод – ШЛ. Если есть готовый сетевой трансформатор необходимой мощности, то коэффициент трансформации должен быть 35:1. После сборки трансформатор покрывается несколькими слоями нитролака для предотвращения пробоя вторичной обмотки.

      При применении катушки зажигания фирмы «Motorkraft» и свечей зажигания «Bosh» длительность искры составила 1,0…1,2 мкс. Момент опережения зажигания устанавливался 1,5…1,7 мм от верхней мертвой точки, зазор свечи — 0,9…1.1 мм. При длительной работе двигателя с описанным блоком зажигания никогда не наблюдалась копоть на электродах свечи, даже на самых низких оборотах. Вид сигналов в контрольных точках блока зажигания показан на рис.2.

 

Литература

1. Красуцкий М- Блок электронного зажигания со стабилизатором переменного тока. — Радиолюбитель, 2001, №10, стр.8.

2. Красуцкий М. Модернизация электронного блока зажигания — Радиолюбитель, 2004, №2, стр.46.

 

Примечание. Данная схема электронного зажигания применима для старых моделей мотоциклов «Восход», «Минск», а так же для «Pannonia», «Вятка ВП-150″, «Верховина», «Рига».